Автора! Часть вторая
Вторая группа авторов художественных произведений, выделяемая мной в непростом перечне от литературных фаворитов до аутсайдеров, включает тех писателей, чьи книги я прочитываю лишь единожды, не возвращаясь к ним больше никогда. Всё-таки нельзя считать себя культурным человеком, не держа в руках хоть раз в жизни томик Рабле или Данте, Салтыкова-Щедрина или Тургенева. Учась на филфаке, я добросовестно проглядывала творения Аристофана и Софокла, Боккаччо и Шекспира, Маяковского и Чернышевского, Толстого и Ломоносова.
Отдав свой безусловный читательский долг уважения русской и зарубежной классической литературе и преклонения перед её авторами, я, тем не менее, радуюсь возможности не вступать с нею в более близкие отношения, чем былое принудительно-добровольное мирное сосуществование в школьную и студенческую пору.
К этой группе я присоединила бы дополнительную подгруппу, а именно — современных авторов, познакомиться с книгами которых движет животрепещущее женское любопытство вкупе с желанием померяться с беллетристами своими писательскими силами, собственным сочинительским даром. Речь идёт о везунчиках, вошедших в лонг- и шорт-листы, а также ставших лауреатами всевозможных премий, от вожделенной для всего мира Нобелевской премии по литературе до отечественного «Национального бестселлера».
Меня всегда очень привлекает счастливый случай сравнить удостоенные престижных наград, опубликованные большими тиражами и снискавшие порцию громкой славы чужие произведения с моими скромными шедеврами, пока ещё не известными большей части человечества и до поры не переведёнными на многие языки, но, тем не менее, живущими в ожидании звёздного часа своего родителя-автора.
Я честно прочитала по одному разу по диагонали Оксану Робски («Casual», «День счастья завтра»), Бориса Пастернака («Доктор Живаго»), Андрея Геласимова («Год обмана», «Дом на Озёрной»), Анатолия Курчаткина («Солнце сияло»), Михаила Елизарова («Библиотекарь») и даже скандально-известный «Цветочный крест» Елены Колядиной, отхвативший в этом году «Русского букера».
И, наконец, последняя, третья группа представляет собой грустное собрание по различным причинам игнорируемых мною литераторов, тех, чьи произведения я не буду читать ни при каких обстоятельствах, разве что под угрозой грубой физической расправы. Это Достоевский, Горький, Белинский, Шукшин… Пожалуй, и этот список можно сделать более подробным и попробовать обосновать свою позицию, но я поступлю по-другому. О нелюбимых, как и о покойных – лучше ничего, чем плохо.
И по традиции на десерт — провокационная зарисовка, маленькая деталь сурового быта российского филолога, которая, надеюсь, сгладит печальный осадок от моей нелюбви к всемирно известным отечественным писателям.
Моя подруга (назовём её Татьяной в лучших традициях отечественной поэзии) читает в университете курс лекций по русской литературе второй половины девятнадцатого века. Вообще-то она очень широко известный в узких кругах специалист по творчеству Марины Цветаевой, но в этом семестре на неё навесили и родную русскую классику с самыми кондовыми её образцами.
Мы с ней не сходимся в оценке рассказов Чехова. Мне они нравятся какой-то невысказанной, невыплаканной грустью, щемящей надрывностью, недосказанностью, прозрачностью сюжетов и в то же время многослойностью подтекстов. И тем более привлекает их «продажность» — то, что автор писал многие из них для воскресного номера городской газеты чисто ради денег. Я всё пытаюсь нащупать компромисс между созданием литературы «за металл» и литературы «для души».
А Татьяна видит в них незавершённость, схематичность, непрописанность, набросочность. И вот, одолев необъятные и неподъёмные романы русских именитых классиков, которые ей пришлось заново перечитывать и преподносить студентам, подруга поделилась со мной в письме неожиданным выводом: «Знаешь, я начинаю по-новому ценить Чехова-прозаика (пьесы его скучны). Хотя краткость – не всегда сестра таланта, я полюбила его за то, что он не писал таких объёмных вещей, как Толстой и Достоевский…»
17 Июн 2011 в 3:10 пп
Я сама очень сложно читаю классику типа Толстого и Достоевского, но мой муж последнее время перечитывает ее запоем и говорит, что ему очень нравится, что только сейчас он начал понимать ее. Я пока не рискую. НО! последние месяцы мы часто ходим в театр и вот были недавно ходили на Вишневый сад. В школе еле прочитала это произведение, а тут сидела и чуть не плакала, а весь спектакль смотрела в таком напряжении, как будто это самый захватывающий детектив. Может это игра замечательных актеров, не знаю, а может действительно взгляд на эти произведения поменялся. А вот точно не хочу читать книги авторов типа Робски. Почему то даже не интересно. хотя может в них что-то и есть )))
[Ответить]
17 Июн 2011 в 3:14 пп
А Робски я читала потому, что её первый роман получил «Национального бестселлера». Я тоже одно время собиралась получать эту премию :), и мне было важно знать, какие вещи могут награждены.
[Ответить]
18 Июн 2011 в 10:28 дп
Обожаю Чехова. Да, какие-то на первый взгляд юмористические рассказы, бывает, отдают грустью. Но в большинстве своем они довольно забавны.
Нравится Шукшин, но не все произведения. Особенно обожаю его рассказы — смешные и грустные, о простых людях, плохих и хороших.
Не нравится Салтыков-Щедрин, Горький, Пастернак, Маяковский, Булгаков. Тошнит от приторно-сладких любовных романов и ширпотребных детективов. Маринина, Донская и иже с ними — не мое. Предпочитаю перечесть Агату Кристи и Артура Конана Дойля.
[Ответить]
18 Июн 2011 в 10:56 дп
К Булгакову отношусь неоднозначно. Нравятся его ранние докторские рассказы.
[Ответить]
18 Июн 2011 в 6:45 пп
[Ответить]
18 Июн 2011 в 7:48 пп
Раньше я выделяла таких авторов, которых, как мне казалось, я должна знать и чьи произведения обязана прочитать. И я их добросовестно прочитывала: «Театральный роман», «Белую гвардию», «Доктора Живаго», «Войну и мир», «Гамлета», «Короля Лира» — причём в переводах разных поэтов. А сейчас я поняла, что жизнь моя течёт столь стремительно, что жалко её тратить на такую «должную» литературу. Конечно, по работе приходится читать кое-что и похлеще, чем Толстой и Шекспир, но для души, для себя — только то, что хочу, а не то, что надо.
А Чехов-прозаик мне нравится какой-то двойной изнанкой. Вроде бы его вещи смешны, а вдуматься — грустно. Такой смех сквозь слёзы.
[Ответить]
19 Июн 2011 в 6:46 пп
Чехова тоже люблю. Горького — очень выборочно.
А вот Колядину читать не буду никогда, не стоит она того, чтобы своё драгоценное время тратить.
Странно, что Пастернак попал у Вас во вторую группу. 😉
[Ответить]
19 Июн 2011 в 7:10 пп
[Ответить]
24 Июн 2011 в 11:53 дп
[Ответить]
24 Июн 2011 в 11:55 дп
Будет? 😉
[Ответить]
24 Июн 2011 в 12:04 пп
А по поводу Пастернака полностью поддерживаю.
[Ответить]
25 Июн 2011 в 1:07 пп
[Ответить]
25 Июн 2011 в 1:17 пп
И еще… Авторы отзывов упоминают и среди любимых и среди непринимаемых в основном писателей, причем XX века? А Пушкин и Лермонтов, скажем, уже просто слишком «мертвые» авторы?
[Ответить]
25 Июн 2011 в 1:53 пп
И любой из нас на автомате моментально продолжит без запинки: тело жирное в утёсах!
Это же мрак полный! Этого уже достаточно, чтобы обходить произведения данного автора как лепрозорий.
Так же и с Достоевским. И сочинения писали, и биографию проходили. А уж читать его — нет уж, увольте-с.
А Пушкина и Лермонтова я, наверное, не вспомнила здесь не по причинам нелюбви. Просто это уж слишком «наше всё», чтобы ещё до кучи и мне их имена теребить всуе. Конечно, и люблю, и помню много наизусть. В одном моём рассказе, в котором я главную героиню писала с себя, она частенько цитирует «Анджело».
[Ответить]
25 Июн 2011 в 3:38 пп
[Ответить]
27 Июн 2011 в 1:37 пп
[Ответить]
28 Июн 2011 в 11:40 дп
[Ответить]
28 Июн 2011 в 11:44 дп
[Ответить]
28 Июн 2011 в 12:00 пп
[Ответить]
29 Июн 2011 в 2:24 пп
А в школе «долбили» и Пушкина, и Лермонтова, однако удалось их открыть для себя, значит, дело не в каком-то навязывании извне, а в сохранении своего внутреннего «я» и в уверенности, что могу полюбить(или не полюбить) вовсе не за то, о чем «долбят»… К Маяковскому до сих пор иду… Наверное, это какая-то 4-я категория: непознанные до конца, притягивающие и отталкивающие одновременно.
[Ответить]
29 Июн 2011 в 6:00 пп
До сих пор помню своё сочинение в седьмом классе на тему «Как Пушкин вошёл в мою жизнь».
Очень интересная идея — выделить группу непознанных до конца авторов. Надо подумать, кого бы я к ним отнесла. Наверное, тоже наберётся приличная компания.
Маяковский для меня тоже не вполне понятен. Недавно я наткнулась на цитату из него «Люблю смотреть, как умирают дети» — и обалдела: как это понимать?
Обсуждала вопрос с подругой — филологом с большой буквы «Ф» — ответа не нашли.
[Ответить]