За новыми словами

мама читает дочке книжкуИногда меня настораживают незнакомые слова. И настораживает даже не их подозрительно-пугающее звучание, не скорость их проникновения в живое тело языка, а моя несколько замедленная реакция на их вполне законное присутствие, уже ставшее для всех адекватных и образованных людей несомненным и абсолютным фактом. Декупаж, скрапбукинг, флешмоб – похоже, мне нужно срочно обзаводиться словарём неологизмов, возведя его в статус настольной книги. Или хотя бы прикроватно-тумбочной.

А тут ещё буквально на днях дочка принесла новое домашнее задание по литературному чтению: придумать два синквейна. Будучи одновременно погружённой в вычитку статей для нового проекта и приготовление сливочного супа из шампиньонов, я не вдруг выучила название нового термина, с упрямой настойчивостью вставшего на моём пути работающей мамочки. Сиквел, ситком, синкопа – мысленно рылась я в копилке новых понятий, пытаясь вспомнить нужное. Нет, вроде не оно… Синквейн! Точно, синквейн.

Как бы получше заучить новое слово? – мучилась я размышлениями, пока не придумала прибегнуть к ассоциативному методу запоминаний и подобрать хорошо знакомые и привычные слова, созвучные и рифмующиеся со словом неведомым. Ассоциативный ряд подобранных рифм традиционно развеселил меня и обнажил все истинные духовные ценности: глинтвейн и портвейн.

Отсмеявшись над собой и возжелав реабилитироваться в собственных глазах, я отважно нырнула в пучину теории и практики синквейнов. Оказывается, синквейн – это особая пятистрочная стихотворная форма, родившаяся в начале прошлого века под влиянием японской поэзии, а конкретно – опирающаяся на силлабические миниатюры хайку и танка.

Ну, хайку, танка и даже хокку меня уже не напугать: когда моя дочка училась во втором классе, мы с ней с удовольствием разучивали наизусть роскошные трёхстишия и пятистишия древних японских авторов. Диковинная поэтика божественных строк восточных мастеров художественного слова настолько увлекла меня, что неделю спустя после изучения темы японского творчества, на новогоднем корпоративе у мужа на работе, после четвёртого мохито, я с большим воодушевлением продекламировала всем гостям щемящие и торжественные стихи японских мудрецов об опавших лепестках белых хризантем, об уникальном узоре первой снежинки, о последнем крике дикой утки. И даже имела весьма бурный и неожиданный успех…

Итак: в России синквейн используется совсем недавно, лишь с конца двадцатого столетия. Дидактический синквейн, призванный развивать образную речь ребёнка,  базируется не на чередованиях ударных и безударных слогов, а на смысловой заданности каждой строки.

Первая строка заявляет тему синквейна и включает в себя одно слово: существительное или местоимение.

Вторая строка состоит из двух слов (прилагательных или причастий), описывающих признаки и свойства изучаемого предмета.

Третья строка складывается из трёх деепричастий или глаголов, характеризующих действия предмета.

Четвёртая строка выражает личное отношение автора к рассматриваемому предмету и состоит из четырёх слов.

Пятая – одно слово, подводящее черту в исследовании и обозначающее всю соль предмета.

Например:

Осень.

Золотая, щедрая.

Дарит, осыпает, рисует.

Расцвет увядающей красоты природы.

Художница.

Вот такой синквейн мы сочинили с дочкой про осень. А ещё мы придумали синквейн про математику.

Математика.

Сложная, интересная.

Учит, помогает, заставляет задуматься.

Возможность найти правильный ответ.

Знание.

В кажущейся простоте и непритязательности синквейна скрывается огромный потенциал: это и серьёзный инструмент эмоционального, логического и  личностного развития ребёнка, и занятная и увлекательная игра, способная раскрасить в яркие цвета творчества и фантазии скучный детский вечер.

Это так интересно и волнующе – придумывать синквейны! Мы дружно шагаем с дочкой в ногу по улице и посвящаем свои совместно сочинённые пятистишия всем встречающимся на пути предметам и объектам.

Собака.

Любимая, умная.

Дружит, сторожит, служит.

Самое преданное существо на свете.

Верность.

***

Магазин.

Продовольственный, многолюдный.

Продаёт, взвешивает, работает.

Мы ходим в магазин за покупками.

Торговля.

Мы сочинили пять благодарных строчек и про самого короля нашего бала, Его величество синквейн:

Синквейн.

Живописный, законченный.

Воспитывает, совершенствует, резюмирует.

Красивые слова останутся навеки.

Поэзия.

И, конечно же, я сложила синквейн про свой первый и любимый блог – то, что он значит для меня и каким я его вижу.

Блог.

Авторский, самобытный.

Развлекает, повествует, провоцирует.

Важная часть моей души.

Творчество.

Возможно, моя подсказка про весёлую, воспитательную и образовательную игру в синквейны придётся по вкусу и другим мамам, и они поддержат наш сочинительский гешефт, научив всех своих близких, от мала до велика, придумывать классные синквейны. И тогда это будет уже настоящий флешмоб!

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 03 Дек 2011 в 9:06 дп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 10 на «За новыми словами»

  1. Вилия пишет:

    Современное образование способно поставить в тупик тех, кто учился в советской школе. И мы постигаем новое вместе с нашими детьми или внуками.

    [Ответить]

  2. Елена Белова пишет:

    Я радуюсь, когда на меня сваливаются такие интересные сведения и задания. Повышаю образовательный уровень! :)

    [Ответить]

  3. Галина пишет:

    Стыдно, но слово это новое для меня. С большим интересом прочла! Как разумно и стройно выстроен синквейн! И очень хорошо Вы придумали игру! Лена, вообще есть такая область, в которой Вы не блистали бы? По-моему, нет. Это не комплимент. Не перестаю удивляться Вашему таланту, оптимизму и интересу к жизни!

    [Ответить]

  4. Саша Павлова пишет:

    Елена, и для меня это слово новое — наверное, потому что моя дочь еще не пошла в школу :) Спасибо, что помогли подготовиться к этому периоду:)
    А если честно — было очень интересно и познавательно, спасибо Вам огромное!

    [Ответить]

  5. Елена Белова пишет:

    Галина, да я бы нигде не блистала, не проходи заново школьную программу за четвёртый класс! :)
    Саша, а у Вас всё впереди: и блеск, и учёба! :)
    Спасибо, учим новые слова все вместе!

    [Ответить]

  6. Парижанка пишет:

    Мда, таких заданий у нас в школе не было. Наверное, такие задания полезны, так как заставляют маленького человечка подумать, придумать, проявить смекалку. Хорошо, что кроме бредовых идей про половое воспитание, есть и полезные процессы :)

    [Ответить]

  7. Мария (учимся играя) пишет:

    Да уж, такого точно у нас не было. Лена, спасибо, что так подробно описываете школьную жизнь, свои мысли по этому поводу. Я уже сейчас начинаю себя настраивать на школу, хотя пока Дашка в нее пойдет все ТАК может измениться.
    А про новые слова. Я когда окунулась в мир рукоделия через интернет, то тоже долго все расшифорвывала и декупаж (не проще написать аппликация), скраббукинг, а потом меня в тупик поверг 3D декупаж/ но к этому быстро привыкаешь.
    Первое время муж, приходя с работы начинал общаться со мной своими рекламными терминами (пичь, фокус-группа … и куча всего непонятного). а иногда вообще переходил с русского на английский при разговоре. Я долго пыталась все выучить и запомнить (несмотря на то, что в тот момент сама маркетингом занималась), а потом попросила его со мной по-русски говорить. Зато, когда мы с Дашей начали учить китайский, я ему иногда напоминаю, как сложно чего-то не понимать. :)

    [Ответить]

  8. Елена Белова пишет:

    Я тоже порадовалась новому заданию. И даже увлеклась им. И само слово звучит так красиво, звонко! А вот слово «флешмоб» меня до сих пор пугает. Я узнаю в словаре его значение, успокоюсь — а потом снова забуду и разволнуюсь. Сочетание звуков уж в нём больно неудачное :). Сразу ассоциации с флэшкой, мобильным телефоном — все с тем, с чем я не дружу.

    [Ответить]

  9. Ира Чирашня пишет:

    Здорово! Мне понравилось, и сочинили Вы с дочкой отлично. Про блог вообще красота:) Мои пока маленькие, но постараюсь запомнить задание — ассоциация с глинтвейном поможет:)))

    [Ответить]

  10. Елена Белова пишет:

    Ассоциации какие-то алкогольные :)
    Ещё можно — Эйнштейн. Приличнее, но не совсем в рифму.

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up