Школа и немножко язвительно

Не приобщать возлюбленное чадо к суровым реалиям современной отечественной школы становится модным поветрием для многих российских мамочек. Я же осознанно подвергаю своего единственного и неповторимого ребёнка традиционному школьному обучению.

По-моему, школа — это не только отличная площадка для тренировки коммуникативных навыков человека – как ученика, так и родителя,  — но и превосходный практический инструмент для познания жизни как она есть, со всей её непременной несправедливостью, парадоксальностью, эксцентричностью и комичностью.

А ещё – редкая возможность испытать очень приятное, пусть и априори неверное чувство, что ты  единственное адекватное и здравомыслящее существо из всех участников разномастных  околообразовательных экзерсисов.

Школа любит ставить в тупик.

В учебнике русского языка, рекомендованном  Министерством образования и науки, хрестоматийная и отлично узнаваемая цитата из «Тараса Бульбы» подписана фамилией Горький. Пока я рассматриваю два возможных варианта развития событий. Первый: учебники пишут малограмотные люди. Второй: молодой пролетарский писатель Горький позаимствовал у опытного коллеги Гоголя одну красивую фразу, и именно украденный вариант был расценен российскими филологами как первоисточник.

Школа любит провоцировать и проверять на верность идеалам безвозмездного труда.

Предмет истоки предлагает самостоятельно выбрать стратегию ведения бизнеса. Массовому производству дешёвых и доступных для потребителя товаров с возможностью быстрого получения большой прибыли противопоставляется выпуск качественных дорогостоящих товаров при условии значительного сокращения прибыли. Ответ лежит на поверхности: конечно, только дорогие и только качественные товары для нужд россиян!

Какая прибыль, о чём вы! Как кощунственна мысль о вознаграждении за свою работу  в общем контексте созидательного труда на благо государства! В условиях продовольственного эмбарго! Нас на мякине не проведёшь, мы с ребёнком хотим пятёрку за домашнее задание, поэтому демонстрируем полное неведение положения дел в области отечественной экономики и выбираем идею долгосрочных инвестиций.

Школа любит давать интересные задания.

Подготовить сообщение об одной из стран Южной Америки. О любой, кроме Бразилии и Аргентины. Например, о Колумбии. Очень удачное совпадение: Колумбия – это страна моей мечты. Всю свою сознательную жизнь я тайно мечтаю быть вдовой наркобарона, пить кофе, выращенный на заднем дворе собственного скромного трёхэтажного особнячка, и выходить к завтраку непременно в изумрудах, причём каждое утро – в новых. Мои сокровенные мечты моментально отзываются в душе восприимчивого ребёнка. Из уважения к учительнице географии мы прикидываемся приличными и морально устойчивыми девчонками и пишем про экспорт угля и кофе и богатый растительный и животный мир.

Школа любит ввергать в пучину экзистенциального кризиса.

Если я загляну в школьный электронный дневник, я наткнусь на синенькую кнопку «выбрать ребёнка». Я хочу выбрать умника-отличника, будущего нобелевского лауреата и чтобы любил маму и мыть за собой посуду. А ещё есть кнопка «сменить ребёнка», мне она нравится не меньше. Это, вероятно, для тех родителей, кто разочаровался в свежевыбранном лауреате и чистюле и уже согласен на своего, родимого, пусть и троечника

Школа любит задавать вопросы.

Порой эти вопросы бывают весьма занятными, но где была бы моя фирменная пятёрка по литературе, если бы я за все десять лет обучения хоть раз правдиво ответила на поставленный школой вопрос: кто виноват? что делать? тварь ли я дрожащая или право имею? какие проблемы повести Пушкина созвучны нашим дням? что станет говорить княгиня Марья Алексевна?

Почему Дуня плакала на могиле отца? Я рассказываю дочке, что Дуня плакала от жалости: к себе, к отцу, даже к своим детям. Это так сладко: плакать от жалости к себе, особенно если ты попадаешь в ситуацию, про которую говорят – не судьба. Всё просто и понятно,  и это намного легче, чем плыть против течения и пытаться изменить если не само положение вещей, то хотя бы отношение к нему.

Ребёнок всерьёз задумывается о судьбах русских женщин, непростых при любом правящем режиме, но на всякий случай пишет про счастье, купленное отречением от отца. И делает это чуточку свысока, как и положено в обществе, созданном мужчинами и для мужчин, в котором сама идея счастья женского кажется абсурдной и несбыточной.

Школа любит задавать вопросы не только ученикам, но и родителям.

Принимая участие в ежегодном обязательном родительском анкетировании, я всегда пытаюсь отвечать на все вопросы максимально правдиво и конструктивно.

— Что школа умеет делать лучше всего?

— Несправедливо наказывать.

— На что школе необходимо обратить особое внимание?

— На подбор педагогического состава.

— Что вы хотите пожелать школе?

— Избавиться от тараканов в пищеблоке.

Школа любит привлекать к участию в оригинальных внепредметных опросах и учеников. Например, предлагает им продолжить незаконченную фразу.

— Никогда не бывает много…?

— Домашних питомцев.

— Я мечтаю, чтобы мой папа…?

— Поскорее научил меня управлять мотоциклом.

— Моя мама — …?

— Святая женщина и великая русская писательница.

Так отвечает мой ребёнок.

Всё же муниципальная средняя школа обладает очень полезным качеством: на её фоне даже наша далеко не идеальная семья выглядит в глазах моего ребёнка оплотом гуманизма и колыбелью креатива. Сумела бы моя тринадцатилетняя дочь разглядеть моё величие, уж не говоря о святости, если бы не вращалась ежедневно в непутёвой, фальшивой и пёстрой школьной круговерти?

Школа заставляет ребёнка повнимательнее приглядеться к семейным ценностям и воздать должное своим родителям и прочей домашней живности. Нужно обязательно отметить этот любопытный штрих к портрету школы, когда я стану  заполнять родительскую анкету в будущем учебном году.

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 03 Фев 2015 в 8:39 пп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 13 на «Школа и немножко язвительно»

  1. Людмила пишет:

    Все меняется со временем, я думаю, что мои воспоминания о школе и воспоминания моего взрослого сына здорово отличаются, ну а о современной школе знаю только понаслышке, пока нет внуков и знакомство с новой школой не состоялось

    [Ответить]

    Елена Белова Reply:

    Мои воспоминания о собственных школьных годах нельзя назвать только приятными: всякое помнится, и плохое, и хорошее, хотя прошло много лет. Но думаю, что всё же хорошо, что всё это было в моей жизни. Это реально помогло в будущем: уметь дружить, уметь отстаивать своё мнение — или держать его при себе, уметь идти на компромисс — или уступать, когда компромисс бессмыслен. Современная школа многое отринула, но отринула не всё плохое. И установила не всё лучшее. Наверное, каждому поколению нужна своя школа, но хочется, чтобы школа не теряла своей главной функции — образовательной. Очень падает качество образования, особенно элементарной грамотности.

    [Ответить]

  2. Мария (учимся играя) пишет:

    Лена, шикарный пост, особенно вот эта фраза: «редкая возможность испытать очень приятное, пусть и априори неверное чувство, что ты единственное адекватное и здравомыслящее существо из всех участников разномастных околообразовательных экзерсисов»

    А если серьезно, перечитываю твои посты про вашу школьную жизнь и готовлю себя к Дашиной, спасибо за твой взгляд и юмор, чувствую, они мне очень пригодятся :)

    [Ответить]

    Елена Белова Reply:

    Маш, вот действительно себя порой чувствую единственной нормальной тёткой :)
    В первой четверти у ребёнка по истории Вологодской области было домашнее задание: написать о домах и памятниках 4 центральных улиц города. Улицам лет по триста, если не больше, там и храмы стояли, и жилые дома, и всё что угодно, и домов этих по каждой улице штук по 50-80. Мы сделали отличный рассказ, целое воскресенье на него потратили, писали о тех домах, где бывали сами, о тех памятниках, которые считаем важными.
    Например, Дом бывшего дворянского собрания, где сейчас областная филармония. Или памятник героям ВО войны. Получился интересный рассказ о родном городе, тем не менее раскрывающий образ семьи и ребёнка. Получили тройку.

    Сказать, что я расстроилась,это не сказать ничего. И жуткая обида не просто из-за оценки (кто не получал троек?), а из-за непонимания формата и качества нашего произведения, вот не побоюсь этого слова.
    По счастью, у нас внимательный классный руководитель, я попросила её уточнить на будущее нормативы выполнения подобных заданий. И ещё пожаловалась на низкую оценку, на мой взгляд — несправедливую.

    Классный руководитель выяснила у учительницы, почему тройка: нужно было написать про ВСЕ дома и памятники четырёх улиц. Домов триста, не больше, плюс пара десятков снесённых соборов, плюс три десятка современных памятников типа памятника А.С. Пушкину и проч.
    После таких требований учительницы и приходят подозрения о собственной чуть ли ни единичной вменяемости :)

    Про школьную жизнь получается писать всё сложнее и сложнее. Не хочется вываливать голимый негатив, хочется обыграть ситуацию и посмеяться над ней. Пишу только о том, над чем уже могу смеяться. Но над многим пока ещё не могу. :)

    А с другой стороны, только смеяться над школой не хочется, хочется за многое реально поблагодарить. Нам повезло со многими преподавателями, они знают предмет и любят детей. Но какая-то одна дурацкая ситуация нет-нет, да и испортит весь настрой писать о школе вообще.

    Выбирая между домашним обучением и школьным, я всегда выберу школу. Это принципиальная позиция. В какой-то степени, это моё признание того, что достоинств школа всё же имеет больше, чем недостатков. Это зеркало жизни. Это сама жизнь в своеобразной миниатюре, что ли, и нельзя изолировать от неё ребёнка.

    И ещё важно, что крошка Полли любит школу. Я её подговаривала недавно: возьмём больничный и посидим дома недельку, а потом будет освобождение от физкультуры на две недели (от лыж!!!!). А она не хочет.
    Мне кажется,что родители не должны лишать ребёнка такой мощной развлекухи, как школа. Не должны сажать его на домашнее обучение. Это для единиц: гениев, особых детей с нестабильной психикой.

    А у Даши в школе всё будет отлично. Наверное, она будет старостой, как и ты :)

    [Ответить]

  3. Мария Шкурина пишет:

    Леночка, огромное удовольствие я получила от твоей статьи! Прочла её несколько дней назад и всё в голове перебираю. Про греческие школы можно писать и писать, и я ещё всего не знаю и, надеюсь, не узнаю. Сонечка ходит в американскую. И мне всё равно, что математика тут не на таком уровне преподаётся, и пр., и пр. Зато — каждый ребёнок личность, у котрой может быть своё мнение.

    [Ответить]

    Елена Белова Reply:

    Мне кажется, что и в большинстве российских школ сейчас не столь важен уровень преподавания, сколько результаты единого государственного экзамена. который к общему уровню преподавания имеет весьма неблизкое отношение. А вот уважение к ребёнку — это реально здорово.

    Ещё историю одну расскажу про нашу школу. Из недавних. Есть у нас предмет истоки, я о нём регулярно пишу, православный такой предметец. А преподаёт его учительница музыки. И вот перед новым годом она задала задание на дом: написать сочинение на тему: как я работаю над богатствами своей души. Это не по программе предмета, это типа дополнительно.
    И мы целый вечер обсуждали: что такое богатства души, как над ними работать, чем богатства душ отличаются друг от друга. Так интересно показалось, сами не ожидали. Перебрали свои богатства :)
    Вот такие вещи действительно развивают ребёнка и учат думать. И формировать личность.
    А по поводу математики тоже скажу вот что :) Моя мама преподаёт математику в школе с 1963 года, сейчас на пенсии, но всё равно преподаёт. И она говорит: главное — это научиться считать в пределах сотни (в пределах рубля). А всё остальное — приложится. Или не понадобиться. :)

    [Ответить]

  4. Марина (Как я стала мамой) пишет:

    Лена, всегда с большим интересом захожу к Вам.
    Приятно видеть здравую оценку мамы, видящей школьные недостатки, но способной принять и ретранслировать их в нужном русле, и все равно выбрать для своего ребенка именно школу (причем из лучших побуждений).
    Моя пора столкнуться с школьным образованием в качестве родителя еще не пришла. Я болезненно воспринимаю откровенные нападки на школу, хотя точно знаю, что не все там гладко. Но то, что это жизнь в миниатюре, я уверена, и пока тоже выбираю именно традиционную школу.

    [Ответить]

    Елена Белова Reply:

    Марина, добро пожаловать :)
    Мне порой кажется, что учиться в школе — это всё равно что проходить обряд инициации, какой-то тест на взрослость. Это нужно, даже если это немного больно. Нельзя посадить ребёнка под колпак, сотканный из материнской любви, и не пущать его в школу. Такая любовь обернётся боком, я уверена. Удачи!

    [Ответить]

  5. Лада пишет:

    О-о, теперь я тоже разбираюсь в плаче Дуни!.. Гришка пришел с двойкой за Смотрителя. Заглянув в его сочинение, я пришла в ужас: две огромных цитаты не к месту, между ними две .. ээ, не мысли, а так, мыслишки. Два часа мы с ним писали заново, пытаясь раскрыть тему «Ответственность детей и родителей» в повести Пушкина. Я учила Гришку вставлять цитаты к месту, делать план, тезисы. «Гриша, а вас не учат что ли этому?» — «Нам сказали, скачайте из инета, на примере поймете как надо» ?!! И когда мы гордые исписали три страницы, причем сын уже писал свои мысли, спорил с моими выводами, и ожидали не меньше четверки — нас жестко опустили на землю. Три. Ты списал из интернета -ты ж не мог так сам написать..
    Но он тоже не хочет уходить из школы, ему так комфортно -как было комфортно и старшему, он обожал цитировать учителям конвенцию о правах ребенка и тп.правозащитные документы))
    Я недавно писала статью о навыках, которым не учат в школе, и вспомнила, откуда, каким ветром принесло в нашу семью домашнее обучение. Я прочитала взахлеб Ланцберга Хочу в школу — и несовпадение его утопической модели с реальностью породило во мне желание «построить коммунизм в отдельно взятой семье». Сегодня перепечатала одну из его статей у себя -потому что хочу, чтоб его знали, читали, задумывались.
    Что же касается «теста на взрослость» -мне кажется, что как раз домашнее обучение — это настоящая проверка умения учиться, потому что инфантильное просиживание на уроках сменяется необходимостью самостоятельно отгрызть кусочек знаний, выбрать оптимальный источник -будь то видеоуроки, бумажный учебник,аудиокурс, музей -переработать эти знания в умения решать задачи и тд. Быть на домашнем обучении -это как раз не колпак из любви, там гораздо жестче относятся учителя, там надо парировать во время редких посещений школы завистливые подколки одноклассников, там приходится -если идешь работать(как мой сын) -вступать в производственные отношения.
    Так и не решила, что перевешивает для меня: хорошее изложение материала -если повезет с учителем — или отношение как к существам безмозглым и подлежащим муштре? В общем, пусть каждый мой сын решает сам — я поддержу его выбор.

    [Ответить]

    Елена Белова Reply:

    Да уж, плач Дуни — это не плач Ярославны, это дело непростое :)
    Мы столкнулись с трудностями написания сочинения по «взрослому» классическому произведению в прошлом году, когда проходили «Дубровского». Ребёнок переписывал работу трижды, показательно рыдал и вздыхал. Вот тогда мы и «прошли» использование цитат, которые иллюстрируют важные собственные тезисы.

    У нас очень хорошая учительница по литературе,она приветствует собственные мысли и любое выражение креатива. Можно смело изложить своё видение книги и не бояться получить низкую оценку. Но я пытаюсь держать ребёнка в рамках какого-то общепринятого мнения, сама тоже в школе сильно не плевалась в сторону изучаемых книг, от которых сводило зубы и открывалась почесуха.

    Мне очень импонирует ваша мысль о свободе выбора формы обучения. Пусть каждый выбирает для себя и ребёнка то, что им больше подходит. Что больше нравится.

    Я всё время ребёнку говорю, что самое главное в жизни — это умение сделать правильный выбор. мы всю жизнь что-то выбираем, буквально каждый день: друзей, место учёбы, место работы, продукты в магазине или маршрут, по которому едем домой. Их этих маленьких или больших выборов и складывается наша жизнь. Нужно уметь делать выбор и нести ответственность за него. И ещё не жалеть потом, что-то где-то ошибся с выбором.

    Всё же школа лично для меня — это хорошо. И наплевать по большому счёту на какие-то недополученные знания — кому они нужны во взрослой жизни? Хотя до сих пор помню наизусть определение производной функции и кучу химических формул. Вчера случайно встретила своего бывшего одноклассника — родной человек, кто учился десять лет вместе, то меня поймёт. :) Школьная дружба и школьная любовь — есть ли что более прекрасное? :)

    [Ответить]

  6. Елена пишет:

    С огромным интересом прочитала Ваш пост несколько дней назад. Для меня тема школы очень близкая и волнующая. У меня педагогическое образование, хотя как учитель в школе я работала очень мало. В основном, я мама, растущая и учащаяся вместе с ребёнком. И хотя в прошлом году «мы» школу уже закончили, на первом курсе университета чувствуются и школьные плюсы и, к сожалению, минусы. Так сложилось, что когда сын учился в 8 классе, нам пришлось на время уехать из Москвы. И поэтому мы частично столкнулись и с домашним образованием, и с учёбой в частной школе. В Москве сын учился в обыкновенной общеобразовательной школе с хорошими учителями и крепкой дисциплиной. Несколько слов о дисциплине. Она очень важна для школы. Её отсутствие чревато неуважением к преподавателям и всем старшим, анархией, наркоманией и т.п. К сожалению, в школе довольно часто дисциплина перерастает в авторитаризм и учительскую диктатуру. Поэтому, на мой взгляд, в каждой школе должен быть опытный психолог, работающий с учителями и следящий за их психологическим состоянием. Что касается домашнего обучения, то это, безусловно, выбор каждого. Но надо понимать, что это чрезвычайно ответственный выбор. Не каждый родитель способен заниматься серьёзно со своим ребёнком. И не каждый ребёнок может учиться самостоятельно. Не у каждого есть способность к самообразованию в таком возрасте. Наш недолгий, к счастью, опыт домашнего обучения едва не потерпел фиаско. Мы были вынуждены пойти в частную школу. Здесь я пишу мы без кавычек, потому что меня попросили сначала временно заменить заболевшую учительницу, а потом поработать до конца учебного года. Почти на год я окунулась в уже забытую атмосферу школы изнутри. Должна сказать, что какие бы благие, высокие цели не декларировала любая частная школа, задача у неё та же, что и у обычной — сдача ЕГЭ. Мои выводы уже после окончания школы сыном: для него с его общительным, открытым, творческим характером, с его ленью и неусидчивостью другого варианта, кроме общеобразовательной школы, не было; в школе, общеобразовательной ли, частной ли, всё зависит от личности учителя: повезёт вам с учителем (хотя бы с одним) — считайте, что школьные годы прошли не зря. А самое главное, у ребёнка должна быть семья, где мама, или папа, или все вместе помогут сделать домашнее задание, написать сочинение, нарисовать стенгазету, поинтересуются, как прошёл день и расскажут о своих школьных годах. По большому счёту, дело не в недостатках или достоинствах каждой конкретной школы, дело в нашем консервативном и уже устаревшем, по-моему, взгляде на образование. Нужен принципиально другой подход. Но это из области фантастики.

    [Ответить]

  7. Татьяна пишет:

    Здравствуйте очень интересный пост.я вспоминаю свою школу ,да раньше время было другое,сейчас и дети и учителя ведут себя по другому.Но это все зависит от людей.Какой человек,такое отношение.

    [Ответить]

  8. Олли пишет:

    О да, к современной системе обучения надо относиться только с юмором :) Иначе нельзя :)

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up