Подводя итоги

женщина с корзинкой яблок«Подводя итоги» — так называется одна их моих любимых книг величайшего английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма. Рассуждая о цели написания этого произведения, её автор планирует привести в порядок собственные мысли о тех предметах, которые занимали его на протяжении целой жизни.

А я, ни в коем случае не пытаясь претендовать на подражание достославному прозаику, постараюсь сформулировать собственные выводы о некоторых событиях моей жизни, произошедших за целый, необыкновенно длинный, трудный и в каком-то смысле целеполагающий для меня (или всего только один яркий, блестящий, короткий, стремительно пролетевший, оставивший после себя лишь аромат поздних флоксов и увядающих яблок?) год, чтобы угостить всех желающих сложным и изысканным кушаньем под названием «Свой опыт», приготовленным под флагом участия в одноимённой эстафете.

Покажется ли это блюдо вкусным и удобоваримым моим читателям? Я собираюсь стряпать его из рассуждений о себе и тех вещей, которые были важны только для меня, поэтому сотворённое мной яство будет обильно приправлено доброй щепоткой здорового эгоцентризма.

Испытывая сомнения, я, тем не менее, не буду стараться угодить сразу всем вкусам, измельчая мои наблюдения и выводы в мелкий винегрет, который придётся по любым зубам, от молочных до вставных, и заливая их универсальным соусом обнажения таинственных и тёмных глубин наряду с заоблачными высотами собственной души. Самые сокровенные мысли и самые шокирующие заключения я всё-таки предпочту утаить, ибо, как известно, никто не может рассказать о себе всю правду (с).

Школа, боль моя

Наверное, не случайно я подвожу итоги в одно время с началом учебных занятий в школах. Прошлый учебный год был для меня годом непростым – это было время ведения войны со школой в широком смысле этого понятия как учреждения образования детей вообще и моего ребёнка в частности. Именно войны со всеми её атрибутами: высиживанием в засаде, хождением в атаку и за линию фронта, прятками от бомбёжки и кратковременным тревожным затишьем перед боем. Я даже попыталась бесславно капитулировать, побрезговав воспользоваться теми же беспринципными и аморальными методами ведения боевых действий, на которые налегала школа, и всерьёз обдумывала возможность перевода своей несовершеннолетней дочери на альтернативное домашнее обучение.

Главный вывод, сделанный мной в прошлом учебном году: смириться самой и помочь ребёнку смириться со школой как системой, слыхом не слыхивавшей о совершенстве и  являющей собой модель современного общества в миниатюре. Общества, где прав не тот, кто умнее и справедливее, а тот, кто сильнее и грубее. Общества, где власть держат в своих руках существа (не хочется применять в данном контексте громкое звание «люди»), далёкие от понятий морали, нравственности, доброты, милосердия. Общества, которое навязывает многослойные стандарты, прогнившие идеалы, смердящие установки.

И с этой школой просто нужно смириться, пережить время нахождения в ней как пробирающий до костей мороз, как нудный изнуряющий дождь, как испепеляющую жару. Как оккупацию, как неизбежное зло, как ядерную зиму, как эпидемию какой-нибудь моровой язвы. Стиснуть зубы, сжать кулаки, спрятать красивое и чистое детское чело под безликой и ужасающей маской с большим уродливым носом, наподобие вороньего, похожей на ту, что надевали средневековые врачи во время бубонной чумы, чтобы не выделяться из толпы и не раздражать тем самым существ, правящих школьный бал.

И, коль уж нельзя изменить систему и ситуацию, с ней  связанную, нужно пытаться менять к ней отношение. Всё-таки школа – это не только существа с их плебейскими законами и правилами, но даже иногда и люди: первые друзья и подружки. Это столовая с горячими лепёшками с картошкой и яйцом, это библиотека со стеллажами умных и добрых книг, это экскурсии за город и походы в театр.

Сайт своими руками

Свой первый блог я сделала самостоятельно – не бог весть какое достижение с точки зрения большинства сетевых пользователей, но огромный скачок вперёд на пути с искоренением компьютерной безграмотности, местами переходящей в компьютерный кретинизм, для меня. Вот оно, моё детище, во всей красе перед любым желающим, потрудившимся набрать в адресной строке заветное имя этого ресурса.

Я вижу многие, если не все, его достоинства и недостатки. Достоинства, связанные с несомненной роскошью и абсолютным великолепием сотворённых мною неповторимых текстов (а я и не обещала притворяться скромницей!) и недостатки, обусловленные моим неумением и нежеланием учиться программированию, оптимизации и прочим сайтостроительным и сайтораскручивающим  технологиям.

Главный вывод, сделанный мной как хозяйкой блога шестимесячного возраста – не пытаться объять необъятное, а лучше вспомнить и применить на практике весьма  полезные знания по экономике, полученные мною в бытность обучения в финансово-экономическом институте. А именно: специализация труда есть важное условие достижения его максимальной эффективности.

Если выражаться менее изысканно, эту мысль можно сформулировать проще: каждый должен заниматься своим делом: писатель – сочинять статьи и рассказы, программист – лепить сайты, оптимизатор – выводить сетевые ресурсы на достойные их качеству места в поиске.

Порой я тоскую и страдаю, мечтая выпить залпом триста капель валерьянки или уехать лечить пошаливающую печень на воды, если мои шедевры прочитывает недостаточное, по моему усмотрению, количество посетителей блога. И поэтому мой следующий сетевой проект я запускаю в тандеме с верной подругой и по совместительству крупным специалистом по оптимизации и прочей раскрутке сайтов.

Любая из нас будет заниматься своим желанным делом, в котором изрядно преуспела. Я даже не собираюсь вдаваться  в тонкости деятельности своего партнёра – главное, что я буду редактировать, придумывать рубрики и темы для статей, вести переговоры с авторами, и сочинять, сочинять, сочинять, не отвлекаясь на установку неизвестных мне плагинов и заботу о подборе ключевых слов. Может, изнутри наблюдая весь невообразимый для меня процесс продвижения совместного проекта, я проникнусь его увлекательностью и захочу применить полученные знания уже в отношении своего личного блога.

Смена четырёхлапого караула

В октябре будет ровно год, как моя Собака ушла в Вечность. Мне и сейчас больно вспоминать, как трудно она покидала нас. Весной я посадила на её могиле цветочный куст, и он всё лето розовел множеством ярких мелких соцветий-сердечек.

А на сороковой день после её ухода мой муж привёз из усадьбы немощного бездомного деревенского Кота, который удивительно удачно прижился в нашем доме. Он не заменил собой Собаку, нет, конечно, – но он здорово помог мне пережить болезненное расставание с ней.

Это скорбный опыт: я ещё раз убедилась, как мучительно тяжело терять близкого друга, как невыносимо больно жить с выжигающим всю душу вместе с потрохами чувством вины и ощущением того, что не смогла сделать для Собаки максимально всё, что было можно и нужно. Да и кто ответит, что было можно, что нельзя, что хорошо и что плохо в подобной ситуации? Даже всё прощающая и всех уравнивающая смерть не даст правильного ответа на этот вопрос, где уж мне со своими нелепыми потугами на анализ эмпирически полученных истин?

И это благостный опыт: я осознала, что горе от потери не бывает бездонным: в холодном океане бескрайних переживаний, оказывается, можно случайно наткнуться на маленький островок нечаянной радости с белым песчаным пляжем, где высятся стройные пальмы и носятся наперегонки задорные солнечные зайчики. Для меня таким пристанищем стала новая привязанность к нашему прекрасному, ласковому, хитрому, мудрому, прожорливому, благодарному и непредсказуемому бойцовому Коту.

Ну вот, моё блюдо готово. Оно немного горчит, чуть более пересолено и наперчено, чем я планировала получить на выходе в соответствии с рецептом, и в нём почти не слышен свежий кисло-сладкий аромат самоиронии, задавленный металлическим привкусом разочарования и лёгкого недовольства собой. Осталось только залить всё это великолепие медово-паточным сиропом, застывающим при запекании красивой и вкусной карамельной корочкой, из надежды на новый счастливый день, который обязательно  наступит завтра, из уверенности в правильности выбранного пути, в непременной любви и ежедневной поддержке своих родных и близких.

Найдутся ли желающие отведать полную порцию предлагаемого угощенья, прочитав весь материал от начала до конца? А может, кто-то даже захочет попросить добавки, задав вопрос или поделившись собственными впечатлениями?

Пока кушанье остывает, я имею честь сообщить, что эстафетную палочку я получила от Светланы Бобровской, автора проекта Всеобщее самообучение.  А передать её надеюсь Марии Шкуриной, ведущей блога Мамины сказки.

 

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 07 Сен 2011 в 11:52 дп. Рубрика: Я в мире.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 19 на «Подводя итоги»

  1. Лотта пишет:

    У Вениамина Каверина в одной из повестей есть персонаж — седой профессор или даже, кажется, академик, который, прожив славную, с точки зрения других, жизнь, написав сотни ученых трудов и выучив не одно поколение кандидатов и докторов, отметив свое семидесятилетие, сел подводить итоги. Так. Для себя. Положил перед собой чистый лист бумаги, вывел на нем цифру 1. и задумался. И вдруг понял старый профессор, что ничего выдающегося в своей жизни он не сделал, что он всегда был конъюнктурщиком и приспособленцем, а все его труды — это перепевы старого или украденные идеи и мысли, что подвести итоги ему не удастся, так как нечего подводить. Удар осмысления был так силен, что профессора хватил инфаркт. Упав на белый лист с неподведенными итогами, старик умер. К чему это я? Просто радуюсь за тебя, Лен. В отличие от старика-профессора тебе есть что сказать о собственной жизни, где происходит множество грустных, веселых, трагических, радостных, волнующих, угнетающих и смешных событий, преображенных твоей неистощимой фантазией в искристые, задорные, волшебные истории, которые, в сущности, и есть итог и результат нашей жизни. Твои истории, как дети: пока они маленькие, но в них заложен потенциал роста. Каждая из них способна вырасти в большой роман. За один только год столько сделано, что не стыдно подвести промежуточные итоги. Если так работать каждый год, то окончательный итог будет гораздо более положительным, чем у каверинского персонажа 😉

    [Ответить]

  2. Елена Белова пишет:

    Множество событий — это точно про меня. Сгруппировала и выделила три темы для эстафетной статьи. :)

    [Ответить]

  3. Irbis пишет:

    Очень понравилось мне Ваше блюдо — с горчинкой, которую особенно хочется прочувствовать среди других, сладких и нежных, ингредиентов. Ведь эта горчинка — и есть жизнь.

    [Ответить]

  4. Icar пишет:

    Здорово, когда есть о чем писать. Уверен, что в свое время ты вернешься к этой заметке, и будешь перечитывать и вспоминать. Это одна из тех вещей, которые дает блог — возможность погрузиться в свое прошлое, и сделать новые выводы ,вспомнить хорошее и не очень, получить эмоции.. Спасибо что поделилась опытом 😉

    [Ответить]

  5. Елена Белова пишет:

    Ирбис: спасибо, что понравилось. Я люблю лёгкую горчинку в рассказах, Вы правы: вкус этой горчинки и есть вкус самой нашей жизни.
    Икар: у меня не бывает проблемы, о чём писать, я делаю в месяц около зо текстов, включая заказные. И люблю перечитывать свои старые работы, когда они немножко подзабудуться, воспринимаются по-новому, как чужие — и нравятся ещё больше :)

    [Ответить]

  6. Ива пишет:

    Лена, как человек честно отдаваший всю душу, все тепло своим ученикам в течение 21 года, не могу отнести всех своих бывших коллег к «существам». Среди них есть Учителя в хорошем, правильном смысле слова. Судя по откликам учеников, которые сами уже стали родителями, меня тоже можно считать хорошим человеком. Прости если этот отзыв огорчит тебя. Статья умная. Видимо, ты действительно настрадалась, общаясь с людьми от педагогики.

    [Ответить]

  7. Елена Белова пишет:

    Ива, спасибо! Отзыв не огорчил, а напротив, порадовал. Просто у нас разный взгляд: если бы эти существа были моими коллегами. Они бы показывали бы свои иные стороны, рассуждая о засолке огурцов и покупках макарон. А поскольку они делали попытки гнобить МОЕГО ребёнка — слов других для них нет. Это очень грустная тема, да. Имея в анамнезе обучение на филфаке пединститута, я дружна с некоторыми людьми от педагогики, очень их уважаю. А пишу — про то, что вижу каждый день в нашей школе.

    [Ответить]

  8. ТиРе пишет:

    Щепотка здорового эгоцентризма тяготеет местами к ложке жгучего дегтя, которым автор хочет окропить и школу, и общество, и всех былых, и всех будущих обидчиков… Но все же в статье многое разумно и точно. И главное, что наша жизнь — вечная борьба:с кем-то, с чем-то, с собой, со своей инерцией, желанием смириться с обстоятельствами или, напротив, с мстительным стремлением забрызгать всех грязью. Вы борец, Елена, потому Вам многое по плечу. А школа для того и нужна, чтобы сталь закалялась…

    [Ответить]

  9. Елена Белова пишет:

    Заметьте: не своих обидчиков, а обидчиков маленькой девочки! :)А со своими обидчиками я расправляюсь легко.
    А куда же без ложки дёгтя? Это главный ингредиент всего огромного пирога под названием «вся наша жизнь» :)
    Спасибо за правильную оценку моего потенциала! Да, мне по плечу очень многое (ведь мы уже договорились, что сегодня я не буду прикидываться скромницей?) :)

    [Ответить]

  10. ТиРе пишет:

    А маленькие девочки, между прочим, не живут этими своими обидами, не переживают их так остро, как мы. Хотя при этом тоже понимают,просто интуитивно ощущают, что жизнь не игрушка, а школа не дом заботы и ласки. Ведь написал же какой-то 8-летний мальчонка, на которого через героиню Лии Ахеджаковой сослался Эльдар Рязанов в «Гараже» ( не придумал же!): У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба. И дети мудрее нас: не воюют, не сидят в засаде, не планируют исподтишка провокацию внезапного, сокрушительного штурма — они просто усваивают, что не всё в этом мире так прекрасно и хорошо, как в сказке, что и в самом деле есть люди, а есть недочеловеки, есть и нелюди, есть и антипедагоги, опошляющие великое дело, от которого так много зависит в судьбе каждого из нас. Вообще, мне показалось, Елена, что Вы своими учителями в школе обижены были крепко… и перенесли синдром ожидания опасности на школу в целом, на сегодняшний день. Или наоборот: тогда все было идеально, поэтому любая ситуация, не совпавшая с прошлым, больно ударяет?

    [Ответить]

  11. Мария (учимся играя) пишет:

    Лена, написано, как всегда, восхитительно. Легко и просто и очень правдиво и душевно!
    Больная тема — школа. Когда я раньше смотрела фильмы старые, почему-то в них всегда все хотят вернуться в школу и скучают по ней. Ни одного дня я по школе не скучала и очень понимаю твои размышления и недовольства ей. Хотя школа все-такие подарила мне одного учителя, настоящего, хорошего! Точнее так, училась я в 4 школа, а учитель остался только 1. А сейчас я думаю, что хорошо, что хоть 1 ))))
    Про собаку вообще тема больная (((
    А вообще у тебя, как мне кажется по твоим статьям, замечтальная. яркая, насыщенная и интеесная жизнь, в которой царит много любви и взаимопонимания и читать об это и творих размышлениях очень интересно. Когда мне хочется почитать книгу, а есть только минут 15-20, я открываю твой блог и читаю.
    Удачи с новым проектом!!

    [Ответить]

  12. Елена Белова пишет:

    ТиРе: Вы знаете, я очень индифферентно относилась к школе в своих воспоминаниях о ней. Ни ностальгии: школьный годы чудесные, ни содрогания: ах, что за ужасные времена!
    Изменило моё отношение к ней лишь учёба моего ребёнка. Мне кажется, я очень мягко и даже местами интеллигентно прописала своё видение этой школы в статье, не приводя леденящих кровь реальных примеров или выражансов, коими учительница первая ребёнка оперирует на уроках, включённых, кстати сказать, в словарь уголовно-воровского жаргона.
    А рассказать я хочу историю, имевшую место быть не со мной, а с моей подругой, учёным, кандидатом филологических наук (этот момент важен, запомним его!). Так вот, подруга определяла дочку в школу, что по месту жительства. А надобно заметить, что эта школа по совместительству считается лучшей школой города и самой престижной поэтому. И вся местная знать пихает туда своих деток. И дочку подруги туда брать не хотели, поскольку доценты и их дети в кастинге место заняли одно из последних, не то что прочие владельцы заводов, газет и пароходов.
    А устроить дочку в другую школу моя подруга не хотела, ибо центр города, сумасшедшее движение, ребёнок будет добираться самостоятельно. И водить его некому, поскольку лекции у студентов у мамы.
    А директор не берёт девочку — и всё. И не просто «всё» — а мотивирует свой отказ муниципальными законами (содержание которых я позабыла).
    И мама-доцент за месяц дочкиного школоустройства поседела последними каштановыми кудрями и помогла аптеке перевыполнить план по реализации успокоительных и прочих седативных препаратов. Короче,ребёнка после экзекуции какими-то крайне извращенческими тестами удалось в школу записать.
    А надобно заметить, что у подруги дочка — весьма и весьма развитая и сообразительная девица. Она получила в своей супер-пупер школе задание по русскому языку: подчеркнуть в слове «улыбается» буквы, обозначающие мягкие звуки. Умная дочка кандидата от филологии не подчеркнула. поскольку звуков мягких там нет, а учительница лучшей в городе школы нашла в этом ошибку.
    Моя подруга в мягкой и крайне интеллигентной форме подсказала учительнице, что та несколько слабовата в знаниях русской фонетики и дала ей бесплатный урок.
    Ждём-с последствий! Подруга — с верой в разум педагога (наивная, они закончили только первый класс!), а я, старая прожжёная и циничная школоненавистиница, с содроганием и сожалением. Вот так-то! :)
    Маше: мне думается, моя жизнь не менее насыщена, чем жизнь других женщин — работа, ребёнок со школой и болячками, семейный долг в виде множества вкусных и здоровых пищ, котик-обормотик, творчество. Другие женщины вообще крестиком там вышивают и цветочки на дачах садят, а я — нет :)
    Просто я научилась замечать детали, мелочи жизни, что ли… Что-то больше ценить, чем ценила прежде, а на что-то волевым усилием закрывать глаза, понимая, что это не переделать. Мой муж уверен, что со мной не соскучишься — фраза, кажущаяся довольно избитой, но таящая жутко огромный комплимент.
    Мне очень и очень приятно, что ты меня читаешь и ещё читают другие мамочки, да и не мамочки тоже. Изучая статистику, я больше всего радуюсь не росту поискового трафика, а переходам с закладок и с подписок.
    Девочки, спасибо всем самое сердечное! :)
    Я пишу для вас!

    [Ответить]

  13. Мария Шкурина (Мамины сказки) пишет:

    Лена, ну как тебе отказать и не перенять эстафетную палочку. Я вообще-то не собиралась участвовать в эстафетах, но…. Буду писать сказку про прошедший год :-)
    А твой пост мне, как всегда, необыкновенно понравился. Чего стоит хотя бы «обильно приправлено доброй щепоткой здорового эгоцентризма»! Скоро я буду тебя цитировать.

    [Ответить]

  14. ТиРе пишет:

    Еще по поводу темы «Школа, боль моя…» (как ни крути, очень точные слова, несмотря на разность отношения тех, кто «за», и тех, кто «против»)… Любая школа,о чем и говорит в своей статье Елена, лишь отражение общественной ситуации. И если мы перед последней капитулируем, то какой смысл воевать с ее отражением? Реально действенный протест против гнобления ребенка в школе (не школой в целом, тут не соглашусь) — это создание своего учебного заведения, именно так поступали те, кто хотел через школу повлиять на общество и власть. Но кому из нас это по силам? Вот и бежим: дети из одной школы переходят в другую, хорошие учителя навсегда прощаются с профессией и пытаются стать операторами сотовой кампании или администраторами парикмахерской… Ну, и лишний раз, действуя именно так, доказываем, что нам легче уповать на иллюзию,что где-то есть учитель,никогда не делающий ошибок, идеальная школа и честный работодатель, не нарушающий законов, чем пытаться хоть что-то изменить и перебороть, пусть даже ценой ранней седины и здоровья.
    А не вспоминающий о своей школе, а значит и о детстве, человек, по моим наблюдениям,все-таки никуда не уйдет от этих воспоминаний… перед смертью. Так что те, кто сейчас об этом не вспоминают, просто от своего финала жизни очень далеки, с чем их и поздравляю.

    [Ответить]

  15. Елена Белова пишет:

    Машенька, спасибо большое, что приняла палочку — я тоже впервые участвовала в эстафете. Уверена, что твоя сказка будет много добрее моей статьи :)
    ТиРе, спасибо за Ваше неравнодушие. Я была неточна: не вспоминаю не школу в целом, а сам процесс. а с одноклассниками дружим до сих пор! :)

    [Ответить]

  16. ТиРе пишет:

    Очень радостно такое уточнение. А в неравнодушии совпадаем на все 100%.

    [Ответить]

  17. Анализируй это…(для эстафеты «Свой опыт») | Мамины сказки пишет:

    […] она переняла у столь же почтенной Королевы-матери Елены Беловой, королевство которой стоит на уровень выше, дабы […]

  18. Мария Шкурина (Мамины сказки) пишет:

    Леночка, я ни чего не забыла. Извиняюсь, что так долго. Хотелось соригинальничать, но ничего не получилось. Поэтому, писала, как есть. http://maminiskazki.ru/analiziruj-eto.html

    [Ответить]

  19. Елена Белова пишет:

    Маша, я верила, что ты меня не бросишь и напишешь свой замечательный вариант «годового отчёта»! И я не ошиблась :) Спасибо тебе!

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up