Основы светской этики

девочка за книгойВ дочкином расписании во втором учебном полугодии появился новый предмет – основы религиозной культуры и светской этики. Этот курс, по сведениям разработчиков, включает в себя несколько модулей. Мне сразу очень, очень понравилось использование этого сочного, красивого и довольно-таки странно звучащего термина в контексте школьной программы. Модуль! Звонкое динамичное слово, обнажающее прогрессивные  тенденции, внезапно проклюнувшиеся в отечественном образовании. Всего таких модулей предполагается шесть: это основы православия, буддизма, иудаизма, ислама, мировых религиозных культур и светской этики.

Свой модуль – ах, что за слово, просто конфетка! —  ребёнок имеет право вместе с родителями выбирать на собственный вкус и цвет. Ещё за пару месяцев до Нового года дочка принесла из школы бланк заявления, в котором требовалась галочкой отметить выбранный к изучению модуль.

Что касается меня, то лично я без колебаний предпочла бы всему прочему основы буддизма. Буддизм – это моя тайная сокровенная страсть. В прошлом году я принимала участие в выпуске в свет философской рукописи на тему создания искусственных идеологий, в которой сияющий и дразнящий неискушённое читательское воображение прекрасный мир буддизма предстал во всей наличествующей красе. А какие магические слова населяют этот божественный мир: сансара, нирвана, сатори!

Я деликатно намекнула дочке на возможность приобщения к медитативным и, не исключено, что и к духовно-эзотерическим прелестям буддизма, но не встретила её  поддержки. Не желая мучить ребёнка сложным выбором между непонятными для него дисциплинами, я предложила сделать хитрый ход: проголосовать за тот модуль, который предпочтут её подружки, чтобы потом вместе разбираться в непростых лабиринтах неведомых наук.  Так мы и поступили: дочка в школе отметила предмет, предпочтённый Лизой, Катей и Женей. Правда, какой именно – я узнала только в начала наступившей третьей четверти: основы светской этики.

На родительском классном собрании о новом учебном курсе рассказали скупо, сделав акцент на его воспитательное-нравственное значение.  Для себя я пока выделила ряд очевидных плюсов этого предмета:

— он временно заменит собой школьный курс жутких ортодоксальных Истоков;

— по нему не будут выставляться оценки;

— по нему нет домашнего задания;

— информация, преподносимая на нём, не калечит детскую психику.

Минусом можно считать то, что учебник по предмету выдают только в классе, и его нельзя приносить домой. Я обдумываю возможность посетить школу и попросить учительницу показать мне сей фолиант с целью сделать его беглый идеологический анализ.

Годы, проведённые дочкой в школе, научили меня не доверяться школьным учебникам, в особенности — рекомендованным Минобразования РФ. Не позднее как в выходной я в качестве анекдота рассказывала подруге историю о последней домашней работе четвероклассницы по окружающему миру: вспомни, какие системы летоисчисления использовались в Древнем Египте и Древнем Риме. Это задание завершало параграф о древних цивилизациях, в котором ни словом не говорилось о системах летоисчисления. Я поняла, что здесь ключевой дефиницией служит глагол «вспомни» — вероятно, авторы учебника надеются, что юные создания ещё не позабыли свои предыдущие пра-рождения и прежние жизни, в том числе и во времена Древнего Египта и Древнего Рима.

Вот что меня изумляет и восхищает своей монументальной незыблемостью,  железобетонной уверенностью в себе и даже вызывает странное досадное чувство в глубине мятущейся души, чем-то похожее на банальную зависть, – это школьные учебники и их составители. Наивный ребёнок в соответствии со школьной программой одновременно изучает по разным предметам одну и ту же тему – происхождение жизни на земле, — рассмотренную с абсолютно разных сторон и политую совершенно разным ментальным соусом. Причём каждый предмет преподносит именно собственное видение проблемы как непреклонную истину в последней инстанции без извинительных и сиюмодных оговорок «согласно последним научным достижениям» или «как предполагается в святом писании».

Эволюционное или божественное происхождение имеет человек? Думаю, на этот вопрос нет однозначно правильного ответа ни у кого: ни у прогрессивных учёных, ни у мудрых и дальновидных священнослужителей, не желающих растерять свой образованный электорат.

Ни у кого, кроме школьных учебников моего ребёнка.

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 24 Янв 2012 в 3:25 пп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 10 на «Основы светской этики»

  1. Настя Солнечная пишет:

    прошлые жизни…..я валяюсь под столом от смеха!!! Умеете вы написать — награда от БМ — самая заслуженная!!!!!!!!!
    Как жаль, что дочка не выбрала то, что предложили вы…что ж, возможно, вам когда-то удастся вовлечь её в изучение буддизма;-)
    Мне очень импонирует тот момент, как вы решили вопрос выбора;-)
    Основы светской этики — это как раз то, что очень бы пришлось кстати нашим детям, которые не обременены какой-либо общей идеей.
    Это модуль мог бы стать отличным подспорьем, особенно для девочек, но видится, что там будет преподаваться совсем не то, что мы с вами подумали и представили((( селяви….
    Когда у вас получится посмотреть этот загадочный учебник, напишите хотя бы пару слов о вашем видении — буду очень ждать — у меня впереди ещё два школьника;-)
    Спасибо за пост — я, как и всегда, испытала истинное наслаждение от вашего языка, потрясающего чувства юмора и манеры написания!;-)

    [Ответить]

  2. Елена Белова пишет:

    Пока за прошедшие два урока светской этики мы изучили имя президента, названия российских мегаполисов, что такое мораль (типа синоним нравственности).
    Хочется надеяться на лучшее, как всегда :)
    Спасибо!

    [Ответить]

  3. Кристина пишет:

    Согласна — неплохой выбор у Кать и Маш. К изучению мировых религий, мне кажется, надо подходить осознанно, сделав свой взвешенный выбор, а не просто так — в противовес светскому обществу. Пускай лучше на Земле учатся себя вести в соответствии с нормами морали…

    [Ответить]

  4. Галина пишет:

    Учитель должен учить, но не мучить. Учеников у меня еще нет: сыновья выросли, но внуков нет. Очень надеюсь, что к тому времени, когда они, наконец, появятся и пойдут в школу, учителя будут соответствовать своей профессии, а Мин-во Образования поймет, что каждый ребенок индивидуален и учить его нужно тому, в чем проявляется его талант. Но главное: как минимум не делать из простого сложное, еще лучше наоборот.
    Лена, спасибо! Ваши рассказы всегда уникальны, очень интересны, мудры и остроумны!

    [Ответить]

  5. Елена Белова пишет:

    Кристина, как Вы правы: изучение истории мировых религий не должно быть противовесом светскому обучению! И нормы человеческой морали, конечно, важнее всего прочего, их знание и соблюдение.
    Галина, и Ваше пожелание мне по сердцу: чтобы учителя и учебники не делали из простого сложное.
    Дамы, спасибо за ценные мысли! :)

    [Ответить]

  6. ispovednica пишет:

    Жалко у нас в школе такого не было.

    [Ответить]

  7. Елена Белова пишет:

    Я как-то не оценивала этот предмет с точки зрения изучения его в свои детские годы. Зато у нас каждый день была математика, русский и чтение. Хотя буддизма, наверное, кое-кому и не хватало :)

    [Ответить]

  8. Мария (учимся играя) пишет:

    как прочла про уже изученное на уроке, то сразу подумалось, что скоро дочка придет и расскажет маме, за кого голосовать по учебнику надо на предстоящих выборах 😉

    [Ответить]

  9. Настя Солнечная пишет:

    мдя…не густо((( и все-таки это не то….жаль-название было многообещающим

    [Ответить]

  10. Елена Белова пишет:

    Думаю, всё впереди: научимся, и за кого голосовать, и всему остальному. Пока было только два урока.
    Эх, был бы буддизм! Но в нашем классе его никто не выбрал.

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up