Вырастить интеллектуала

девочка с книгойДетство – удивительное и невосполнимое время человеческой жизни, период постижения самых первых истин и совершения самых главных открытий. Именно родители способны помочь ребёнку максимально развить заложенные в них задатки мышления и интеллекта.

1.  Попытайтесь стать примером для своего ребёнка буквально во всём. Пусть малыш видит, как вы увлечёны своей работой и хобби, как много для вас значит мир и благополучие семьи. Для детей важно понимать, что их родители реализуют свои способности в полной мере. Позвольте и им разделить ваши интересы: вместе занимайтесь кулинарией, вышиванием крестиком или ремонтом семейного автомобиля.

Вместе с дочкой мы выпускаем праздничные семейные стенгазеты: я сочиняю тексты, а она их иллюстрирует. Случается, что и малышка предлагает к публикации какой-нибудь литературный шедевр: отзыв на прочитанную книжку или историю об очередных шалостях нашего домашнего любимца и проказника рождественского Кота Клауса.

2. Старайтесь больше разговаривать с ребёнком: внимательно слушайте малыша, не перебивая, не подсказывая и не торопясь. Не спешите выдавать стандартные, заученные ответы на его вопросы, а найдите слова, идущие от сердца.

Моя дочка взрослеет, и всё чаще и чаще уже не я рассказываю или читаю ей перед сном волшебные сказки, а она, дождавшись, когда я присяду к ней на кровать, перечисляет и пытается анализировать события, случившиеся с ней за день. Мы вместе разбираём по полочкам все неудачи и промахи, успехи и достижения растаявшего дня, а подруга-ночь, подкравшаяся к нам на цыпочках, прячет их всех под своим плотным покрывалом.

3. Не учите малыша шаблонному мышлению, обсуждайте любую ситуацию с разных сторон, с точки зрения всех её участников. Покажите ему пример толерантного отношения к людям со взглядами, отличными от ваших.

Я не только приучаю дочку не осуждать людей, делающих, по её разумению, неправильные вещи, но и советую ей представить себя ненадолго на чужом месте и подумать, как и почему иногда можно поступить по-другому. Или просто переоценить ситуацию заново.

4. Не бойтесь перехвалить ребёнка, создайте атмосферу тепла и взаимного доверия. Отмечайте память, сообразительность, усидчивость, концентрацию внимания, богатый словарный запас – любые, даже самые маленькие достижения. Это подарит малышу психологическую свободу  выдвигать новые идеи и применять на практике новые умения без боязни насмешек или осуждения со стороны взрослых.

У моей дочки одно время самокритичность и тяга к перфекционизму зашкаливала за все возможные нормы, и никакие мои панегирики о её способностях и дарованиях не спасали положения. Тогда я применила очень хитрую и одновременно простую логическую цепочку, наконец-то убедившую дочку в её гениальности.

— Как ты думаешь, ты похожа на меня? – спросила я свою излишне самокритичную подругу.

— Конечно! И даже очень! – похвасталась не ожидающая подвоха малышка.

— Ну, так значит, ты такая же самая умная, самая успешная и самая талантливая. Как я!

5. Создайте для юного исследователя и изобретателя достаточную материальную базу игрушек, инструментов, конструкторов, головоломок, машинок и механизмов, бумаги, картона, клея, ножниц, карандашей, фломастеров. При этом не стоит фокусировать внимание на игрушках с одной-единственной функцией, гораздо лучше, если ребёнок самостоятельно разработает сценарий игры, выдумает характеры и реплики её персонажей.

Моя юная художница любит возиться с теми игрушками, которые сама изготовила: сначала нарисовала на картоне или плотной бумаге, раскрасила и потом вырезала. В основном, это фигурки животных: собак, кошек, лошадей. А дорогие мягкие игрушки, «пылесборники», как называет их бабушка, томятся на полках и диванах.

6. Получение новых знаний не должно быть скучным. Развивайте фантазию – и свою, и детскую. Если ребёнок загрустил над задачкой про станки или морковки – придумайте упражнение в соответствии с его пристрастиями: про любимых киногероев или реальных друзей из класса или детского сада.

Иногда мы с дочкой пишем домашние диктанты, чтобы подтянуть уровень её грамотности. Готовые задания из методической литературы ребёнок забраковал сразу, и я диктую рассказы собственного сочинения, которые юная любительница русского языка называет историями «Про нас» — про наш домик в деревне, про нашу собаку, про нашего кота, про нашу черепаху, про нашего папу и про наши покупки.

7. Умейте вовремя остановиться. Не перегружайте ребёнка избыточной информацией, делайте в работе перерывы. Физкультминутка или танцевальная пауза – прекрасный способ снять напряжение от учёбы и заодно определить имя лучшего семейного танцора или гимнаста. А ещё напитаться позитивом и снять стресс от процесса разгрызания гранита науки можно путём даже кратковременного контакта с домашними питомцами.

Я плодотворно использую передышки между заданиями для школы, выполняемыми  вместе с дочкой: стараюсь несколько минут повисеть на перекладине, чтобы растянуть позвоночник. А дочка мчится обнимать и гладить кота.

Обучение и развитие ребёнка – одно из самых прекрасных и благодарных занятий для родителей. Чем больше усилий вкладываем мы в своих детей, тем более чудесными результатами они нас радуют.


Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 17 Мар 2011 в 12:30 пп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 5 на «Вырастить интеллектуала»

  1. Лиза пишет:

    Лена, спасибо огромное за статью. У меня нет своих детей, но есть маленькие ученики, детишки 4-6 лет, с которыми занимаюсь русским и чтением. Считаю, что ребенка надо почаще погружать в сказку, учить в самом обыденном видеть волшебное, например, придумать историю про вентилятор, который мечтал стал птицей и улететь в небо, или про кнопку и скрепку, сделавших из карандашей плот и отважно переплывших чернильное море. Это очень раскрепощает не только детское сознание, но и мое тоже, высвобождая творческую энергию. Вы не знакомы с методикой развития речи Ольги Соболевой? Могу порекомендовать Вам очень интересный сайт, где предложены нестандартные тексты-диктанты для детей 1-4 классов: metodika.ru

    [Ответить]

  2. Елена Белова пишет:

    У нас как раз с творческой фантазией дела обстоят даже чересчур:) И у меня, и у ребёнка. Поскольку я люблю притворяться писательницей и балуюсь сочинительством, у меня нет проблем придумать историю или даже задание для диктанта. И это очень заразно: дочка так же с ходу сочинит что угодно.
    Вчера сочиняли семейный бюджет (задание по окружающему миру для 3 класса) — великие фантасты вкупе с ведущими финансистами молча плакали в стороне, как здорово мы всё придумали. А в воскресение писали сочинение на тему: можно ли прожить без любви.
    Спасибо за ссылку, обязательно воспользуюсь.
    По поводу методик могу признаться (по секрету), что не пользуюсь ни одной. Не из принципа, а как-то не срослось. Учу и развиваю малышку по принципу: бери пример с меня, делай как я (благо есть с чего брать пример:))). Вот она у меня и выдаёт перлы, описанные в недавней статье «Полное ощущение языка»:)

    [Ответить]

  3. Лиза пишет:

    Здорово! Нисколько не сомневаюсь в Вашей способности с ходу придумать любую историю, у меня с этим тоже проблем нет. Но вот с текстами для диктантов бывают замороки. Нужен ведь не просто прикольный, интересный для ребенка текст, но текст, насыщенный нужными орфограммами, где ненужные орфограммы не встречаются вообще. Поэтому предпочитаю пользоваться трудами матерых методистов.

    [Ответить]

  4. Елена Белова пишет:

    Конечно, лучше прибегнуть к текстам специалистов. А при слове «орфограмма» я начинаю чесаться с тех пор, как детей в школе заставили выделять на письме все орфограммы зелёным цветом. Это вообще особая песТня. Может, как-нибудь исполню:))
    У нас сейчас проблема в том, что дочка иногда путает на письме «А» и «О», причём в ситуациях несложных. Надо бы порыть по Сети, в чём проблема и как её решать. И выдать в качестве отчёта шедевр для блога!:)

    [Ответить]

  5. Лиза пишет:

    Путаница А и О на письме — это что! Обычное дело. У меня вот ребенок все слова с мягкими согласными стремится писать через Й или ь, несмотря на три недели рассказов про мягкие и твердые согласные и их обозначение на письме, а также километры упражнений, которые она, как ни странно, прекрасно выполняла. Но тем не менее, имя собственного брата пишет как «Даньа», а не как «Даня», потому как отчетливо слышит мягкий Н и А в конце, а слово «есть» неизменно начинает с Й, потому как опять же слышит (вполне справедливо) два звука. Временами впадаю в тихое отчаяние…

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up