Доброе слово

не будешь ругать ребёнка— Мам, а ты не будешь ругаться? – признаться, этот дочкин вопрос всегда выводил меня из благостного расположения духа и ввергал в чудовищный ступор.

— Можно подумать, что тебя когда-либо много ругали, наказывали и даже изредка пороли розгами по субботам после бани, — недоумевала я.  – Ты можешь припомнить, когда и по какому поводу тебе в последний раз делали серьёзное замечание?

— Нет,  — счастливо улыбалась малютка.

Но всё равно этот вопрос про «не будешь ругаться», пусть даже поставленный ребёнком  исключительно в эмпирических, даже диалектических целях, не только не давал покоя моему ранимому материнскому сердцу, но и напротив, заставлял его биться часто,  взволнованно и совершенно неритмично, буквально вот так: тук-тук, тук-тук-тук, тук.

Ругать ребёнка мне казалось чем-то похожим на то, чтобы обижать заведомо слабого. И я всегда максимально старалась избавить себя от подобной участи.

Открою тайну: в первом классе с годовой контрольной работой по математике моя дочка не справилась – это звучит более изысканно, нежели признание, что она получила двойку. Как мне потом объяснила утешавшая меня учительница, по существующим нормативам оценка «два» ставится, если неправильно решена задача. Предложенная на контрольной задача была легче не бывает: на одной грядке росли пять цветочков, а на другой – на два цветочка больше. Сколько цветочков росло на второй грядке?

Моя юная последовательница Софьи Ковалевской не искала в науке лёгких путей. Она ловко вычислила количество цветов на второй грядке (семь), а затем сложила имеющиеся величины, определив совокупную урожайность наличествующих земельных угодий (двенадцать) – чего уж мелочиться. Поэтому и окончательный ответ в решаемой ею задаче получился неверным.

Я не то что не стала дома ругать получившего неудовлетворительную оценку ребёнка – я бурно выразила своё восхищение, временами переходящее в экстаз, его мощными аналитическими и прочими логическими способностями. Я напророчила неуспевающей по математике малютке неимоверное светлое научное будущее, прочную пятёрку по всем математическим и околоматематическим дисциплинам, а также непременно затмить славу великой Марии Склодовской-Кюри – ну и что с того, что она физик?

Главное, что я тогда сделала – не отбила у ребёнка интереса к математике, особенно к сложным задачам в два действия, и не опустила до уровня плинтуса дочкину самооценку, упрекая первоклассницу в неспособности хорошо учиться и не ставя ей в пример более успешных подруг.

Не скрою: я довольная своим толерантным отношением к возможным промахам ребёнка, можно даже сказать – временами горжусь собой, вспоминая и этот эпизод, и множество других, подобных ему. Не раня малышку ни единым намёком на возможность наказания, я стараюсь обыграть ситуацию таким образом, чтобы найти повод и похвалить малышку, и посмеяться вместе с ней.

Например, потеря дочкой в школе пакета с новыми кроссовками и подаренным тренировочным костюмом сопровождается в нашей семье не плачем Ярославны о нелёгкой доле матери младшеклассника, перемежающимся сетованиями на высокие цены на спорттовары и прочую дороговизну стульев для трудящихся, а секретным  — но крайне правдивым! — рассказом непутёвой мамочки, место действия которого описывается как городской автобус маршрута номер семь, а главными героями представляются непутёвая мамочка в семилетнем возрасте собственной персоной, её закадычная подружка и — внимание! – портфель непутёвой мамочки, благополучно забытый юными пассажирками в автобусном салоне.

Наверное, каждому из нас – и взрослому, и ребёнку —  порой важно выслушать о себе независимое мнение другого человека, способного дать справедливые рекомендации о том, что нам нужно изменить в себе в лучшую сторону, над чем следует поработать.

Но сначала, прежде чем штурмовать новые вершины, открывать новые земли и писать новые книги, важно понять и прочувствовать, что у нас для всего этого есть огромный потенциал, что сумма наших добродетелей многократно перекрывает горстку недостатков, что наши победы и достижения так справедливы и закономерны, а ошибки настолько  случайны и мизерны, что на них даже не стоит обращать внимания.

 

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 18 Янв 2012 в 12:08 пп. Рубрика: Семья.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 14 на «Доброе слово»

  1. Настя Солнечная пишет:

    Вашей дочке повезло;-)

    [Ответить]

  2. Кристина пишет:

    Интересная статья! Есть над чем подумать. А с другой стороны, не получится ли так, что все кругом дураки, что не оценили дочь по достоинству, поставив ей, к примеру, за ту же контрольную 2, а не 4 за находчивость. У каждого действия есть своя оценка по определенной шкале и искусственно ее завышать — это самой создавать ей проблемы в будущем? Что Вы думаете?

    [Ответить]

  3. Елена Белова пишет:

    Дамы, спасибо!
    Кристина, я думаю, что оценка ребёнку была поставлена совершенно правильная, по нормам. И я потом, став матерью двоечницы, не кляла весь белый свет, а просто объяснила дочке, что в будущем по математике она станет отличницей непременно. Я наметила перспективу — куда идти. К звёздам! Пусть и через тернии! :)
    И не нужно, конечно, завышать оценок — тут Вы правы абсолютно. Просто я дома не ругаю за низкие оценки. И за потерю формы. И за замечание по поведению. И за опоздание.
    И конечно,все кругом далеко не дураки :) Это я иногда люблю покосить под дурочку :)
    Ваше мнение очень интересно!

    [Ответить]

  4. Кристина пишет:

    Завидую Вам! Отчитывая ребенка за промахи, уметь тут же намечать прекрасную перспективу. Я вначале отчитаю, чтобы он проникся, а потом уже может быть, а может и не быть)))

    [Ответить]

  5. Елена Белова пишет:

    Кристина, а мне кажется, что я не отчитываю вовсе. :)
    Я выросла в семье с достаточно строгой авторитарной мамой. С меня всегда требовали оценку пять. И я помню, как это меня доставало. Поэтому не требую у своего ребёнка ничего больше того, что он хочет сам в смысле уроков. Уговорами, песнями-плясками, личным примером — чем угодно, только не террором. :)

    [Ответить]

  6. Кристина пишет:

    Ну да, я поняла, что не отчитываете. Я здесь имела в виду больше, обсуждение того или иного вопроса, а не отчитывание, как форму наказания =)

    [Ответить]

  7. Елена Белова пишет:

    У нас и обсуждения вопросов порой проходят как конкурсы художественной самодеятельности :)
    Я ещё подумала над нашим диалогом: моя дочка ОЧЕНЬ болела в малолетстве. И мне было главное: чтобы она выжила. Чтобы она выздоровела. Чтобы она не сильно отстала от ровесников. И после всех этих переживаний для меня школьные оценки — это цирк и кино. Главное: ребёнок жив и здоров. А остальное — будет. А чего если и не будет — значит, и не надо.
    Наверное, я очень неправильная мамочка. Правильно я в статье себя определила: непутёвая :) :) :)

    [Ответить]

  8. Кристина пишет:

    Правильная или неправильная — это уже наши дети будут ставить нам клеймо, когда вырастут)))Главное, в самом деле, чтобы ребенок был здоров и счастлив! (счастлив не в ущерб обществу))))

    [Ответить]

  9. Елена Белова пишет:

    Золотые слова :)

    [Ответить]

  10. Елена пишет:

    Я согласно, что главное, чтобы ребенок был жив и здоров, а остальное будет. А если не будет, значит и не надо. Но на деле чувствую, что песен и плясок мне в общении с детьми не хватает, так и норовлю на нравоучения скатиться.

    [Ответить]

  11. Парижанка пишет:

    Читая статью догадывалась, что у Вас было строгое воспитание. Как правило, мы отталкиваемся от собственного опыта в прошлом, стараясь минимизировать те действия, которые нам самим причиняли боль и оставили отпечаток.

    [Ответить]

  12. Елена Белова пишет:

    Елена, а если попробовать песенно-плясовые нравоучения? Матросский танец Яблочко? Ледка-Енька? В крайнем случае — танцы народов Африки? :) Иногда помогает :)
    Парижанка, Вы настоящий психолог, угадали мою тайну :), страшно и тщательно скрываемую. Нет, серьёзно заметно?
    Я, думая о маминых методах воспитания, не могу дать однозначную им оценку. С одной стороны, действительно, в душе остаются на всю жизнь какие-то шрамики. Но с другой — полагаю, что именно родительская строгость остановила меня в свою очередь от каких-то безбашенных поступков, когда мозгов ещё нет, но уже есть желания и амбиции, и единственное, что сдерживает — это оглядка на мамино мнение, это оценка ситуации её глазами.
    Спасибо! Обсуждения этой статьи меня как-то даже забросили на минуточку в детство. :)

    [Ответить]

  13. Мария (учимся играя) пишет:

    Лена, поняла сейчас одну простую вещь. Когда Дашка пойдет в школу, буду перечитывать ваши статьи еще раз. чтобы не расслабляться и занть, как делать :) Надо скопировать себе все «острые моменты»

    [Ответить]

  14. Елена Белова пишет:

    Маш, интуиция сама подскажет, как нужно себя вести с дочкой. Я вообще темнота в смысле следования всяким передовым теориям воспитания и развития — ну как-то не сложилось у меня с ними. Воспитываю как нравится — мне и ребёнку. А уж что получится на выходе… :)
    Спасибо!

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up