Детская логика

девочка в шляпеОднажды моя приятельница-астролог составила гороскоп моей дочки, особенностью которого, по словам специалиста, стало ярко выраженное логическое начало ребёнка. Ну что ж, яблоко от яблони падает недалеко, нескромно подумала я и тут же вспомнила недавнюю демонстрацию этого самого начала моей малышкой.

Мы посвящали с ней свой воскресный досуг традиционному дамскому развлечению – шопингу, и юной любительнице печатного слова приглянулась роскошное подарочное издание Энциклопедии про кошек.

— Ты хочешь её купить?  — наивно спросила я, полагая, что дочь решится потратить на книгу свой личный капитал, сформированный из ежедневных инвестиций в кубышку карманных денег.

— Нет! – заявила крошка. – Я хочу её иметь.

Как говорят в рекламных роликах, почувствуйте разницу…

В переводе с древнегреческого «логика» означает искусство рассуждения, и наука это изучает способы достижения истины не из чувственного опыта, а из ранее полученных знаний. Специалисты указывают немало способов, с помощью которых маленького человечка можно научить мыслить логически, и один из наиболее эффективных  — это игровая форма, в основе которой лежит использование загадок и головоломок.

В потайном запасе моих воспитательных и образовательных методик находилась не одна дюжина припасённых для развития будущей Софьи Ковалевской загадок, начиная  простейшими «По полю скачет – ушки прячет. Встанет столбом – ушки торчком» и заканчивая  почти сложными «Как перевезти на другой берег волка, козу и капусту?»

Вдобавок к решению хрестоматийных сказочных загадок про зайчиков и волков я ненавязчиво просила дочку обдумать довольно сложные для неё практические вопросы. И даже нередко советовалась с ней.

Я предлагала поразмыслить, что происходит до или после определённых событий или в связи с ними:

— Куда и зачем едет машина Скорой помощи?

— Для чего бабушка посадила в ящики с землёй семена перца и моркови? А что изменится, если  мы поможем ей ухаживать за рассадой?

— Почему нужно надевать тёплую одежду и обувь, прежде чем зимой выходить на улицу?

Перед тем, как начинать Важное Дело (готовить салат или яичницу, красить забор или волосы, поедать блины или конфеты), мы обсуждали вместе с моей девчушкой мылящей, какие различные способы выполнения этого Важного Дела она сможет предложить. Например, придумать новые вариации кулинарных рецептов, учитывая уже известную совместимость продуктов, или новый метод покраски забора (ну, и волос) типа «снизу-вверх-наискосок», или новейший хитрый порядок поглощения вкусностей.

Или я просила свою будущую туристку обсудить всяческие маршруты и способы, с помощью которых можно добраться до конечной точки её путешествия: Москвы, деревни Гадюкино, Капитолия или холодильника на бабушкиной кухне с тортом «Наполеон».

А сейчас мы с моей младшеклассницей уже перешли к разгадыванию и даже самостоятельному придумыванию силлогизмов, причём эта игра необыкновенно увлекла нас обеих.

Самый простой силлогизм – это рассуждение из трёх высказываний: двух посылок и одного заключения. Например, я задаю две посылки:

Все девочки — красавицы.

Полина – девочка.

И дочка делает вывод: Полина – красавица.

А потом в качестве комплимента она уже задаёт мне пару своих посылов и сама же делает вывод:

Все женщины вкусно готовят.

Моя мама – женщина.

Моя мама вкусно готовит.

Любопытные результаты приносили и упражнения с цепочкой слов. Дочке предлагался  произвольный (или хитро подобранный) набор слов, из которого ей нужно было выбрать сначала главные слова для основного предмета в этой цепочке, потом малосущественные и совсем лишние в этом ряду. Это задание не только учило малышку выделять значимые признаки предметов, но и с головой выдавало её личные приоритеты. Например: основное слово – семья. И цепочка – родители, велосипед, дети, любовь, конфеты, наказание, корова. Без чего не может быть семьи? Без родителей, без детей? Или без любви? Что девочка поставит на первое место и почему?

Вот секретная стенограмма дальнейших рассуждений маленькой последовательницы Сократа:

— Ну, наказание – это явно не про меня, меня не за что наказывать, ведь мама ещё не видела опустошённой коробки из-под трюфелей и запачканной гуашью льняной скатерти.  Конфеты – это, бесспорно, весьма и весьма похвально, велосипед – вообще замечательно. Теоретически здесь лишняя корова, но ведь хорошая корова ни одной семье не помеха, особенно если вспомнить и учесть мнение знаменитого кота Матроскина из мультфильма про Простоквашино. А ещё в этой цепочке нет нужных слов «мольберт», «кот» и «собака».

Все варианты детских ответов хорошо бы подробно проанализировать. И сравнить собственные, «взрослые», «правильные» понятия о главных и второстепенных признаках предметов и явлений с умозаключениями своего юного дарования. Тут ещё вопрос, кто кого учит логике.

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 22 Мар 2011 в 9:10 пп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов: 4 на «Детская логика»

  1. Андрей пишет:

    Да, с детьми не соскучишься и порой они нас учат, а не мы их

    [Ответить]

  2. Елена Белова пишет:

    И учат, и даже позволяют порой увидеть себя со стороны — вот что важно! :)

    [Ответить]

  3. ТиРе пишет:

    А вот вариант задания на логику при диагностике в школе (не за горами новая волна этих диагностик и новых жертв логически мыслящих взрослых педагогинь): Мама ушла на работу. Папа ушел на работу. Кто ушел на работу? (ответ одним словом). Простенькое такое задание, если не учитывать современной ситуации (сокращение,увольнение,безработица) и возможных семейных реалий (папы или мамы может и не быть). Куда мягче, хотя сложнее, было подобное задание, с которым не справился при поступлении в школу один мой родственник: две картинки — на одной дети копают картошку, на другой — срывают яблоки; нужно одним словом ответить на вопрос «Что убирают дети?» Я бы тоже, пожалуй, не сообразила. А вы?

    [Ответить]

  4. Елена Белова пишет:

    А я бы сообразила: урожай! Правда, я несколько отличаюсь от детей не только возрастом, но и анамнезом, в котором имею обучение в двух вузах.
    Но вопрос про родителей, безусловно, некорректен. Вот почему один из моих любимых тегов этого блога «Школа, боль моя»

    [Ответить]

 

Ваш отзыв

 

Start Up